Ждем «Обратную Волну»


Сперва казалось, что уж все совсем плохо.

Сейчас говорю о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Не будет теперь больше инженеров, будут только бакалавры после четырех лет обучения и магистры после шести.

Последние несколько лет в ВУЗах еще продолжали доучивать студентов по программам специалистов, т.е. пять лет готовили инженеров. А здесь «вектор поведения студента» потихоньку стал таким: поступил в Университет – держись уж как-нибудь, по крайней мере, делай вид, что учишься, пять лет до выдачи Диплома. А уж какие оценки у тебя будут в дипломе – никого особенно не волнует. И этот процесс, к сожалению, усиливался все последние годы – училось большинство студентов все хуже и хуже.

Но в этом году впервые закончили четыре года обучения студенты, у которых вариантов стало только два – или закончить

Университет бакалавром после четырех лет, или поступить в магистратуру и продолжать учиться еще два года дальше.

Еще пару месяцев назад, вяло скребя в затылке, основная масса студентов в ответ на мой суровый вопрос о будущем неуверенно мямлила «не-е-е, в магистратуру учиться не пойдем, нам и бакалаврского диплома для работы хватит». Но, когда подошла пора, только уж совсем безнадежные отвалились на этапе подачи заявлений в магистратуру, а все остальные яростно бросились в деканаты – «Хотим учиться дальше!». Так что и конкурс в конечном итоге оказался хорошим, и готовиться к экзамену в магистратуру студенты резко начали, и на консультациях аудитория была забита. Некоторые орлы, знаю, готовились просто самозабвенно, постигая за месяц подготовки все то, что не удалось за все предыдущие четыре года.

И вот здесь обнаружилась еще одна неприятная для лентяев особенность – если на экзаменах студент не набирает необходимого минимального количества баллов, то его не возьмут даже на коммерческое (платное) обучение – вали, дружок, работать, в студенческом братстве тебе больше места нет! Осознание этого пришло в народ резко, неприятно поразив очень многих студентов-лодырей.

Только что закончились первые вступительные, а по сути дела, переводные экзамены бакалавров в магистратуру. И вот тут, вроде, показался наконец и хоть какой-то реальный плюс перехода на двухуровневую систему: мне кажется, студенческое «сарафанное радио» обязательно пустит на младшие курсы «обратную волну»:

= впереди не только безмятежная студенческая жизнь с обязательным вручением на финише Диплома, но и серьезный переводной экзамен, который элементарно можно и не сдать, разом очутившись на улице;

= а, следовательно, в бакалавриате на младших курсах УЧИТЬСЯ НАДО!

Очень на эту «обратную волну» надеюсь…