Свежее...

<> Современные технологии National Instruments для радиоизмерений: от радиолокации до систем программно-определяемого радио

31 мая - 1 июня 2016 года в Конгресс-центре МТУСИ, г. Москва, ст. метро «Авиамоторная», ул. Авиамоторная, 8а пройдет двухдневный семинар на тему: «Современные технологии National Instruments для радиоизмерений: от радиолокации до систем программно-определяемого радио»


<> The Characteristics and Causes of Phase Noise (p.30), Gary Breed

<> New Components Call for a Hardware Comparison of Receiver Architectures (PDF, c.24), Todd Nelson

<> Fundamentals of Digital Quadrature Modulation (PDF), Ken Gentile



Для скачивания доступна новая версия программы "РадиоДизайнер" V.3.6 Lite" Изменен интерфейс программы, дополнены библиотеки. Добавлены: калькулятор радиотехнических величин, программа поиска интермодуляционных продуктов. Словарь содержит основные справочные сведения о стандартах, системах, РЧ технологиях, дизайне, схемотехнике и терминологии мобильной связи. На сайте размещена демонстрационная версия разрабатываемой программы с усеченными функциями и библиотеками

||| Нормативные правовые акты (НПА)
05.11.2009 12:35

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ

Процедура обязательной сертификации средств связи, начатая в 90-х годах прошлого столетия, в настоящее время претерпела существенные изменения. Связаны они, в основном, с принятием в 2002 г. Федерального закона "О техническом регулировании" и в 2003 г. – Федерального закона "О связи". В законе "О техническом регулировании" (п.2. ст.1) указано на необходимость законодательного установления требований к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции (надо понимать – к оборудованию связи). Кроме того, в законе определено условие, что вышеупомянутые обязательные требования должны служить исключительно целям обеспечения целостности и устойчивости функционирования единой сети связи и ее безопасности. Такая постановка задачи, как это будет показано дальше, определяет структуру и состав обязательных требований.

Какие же документы, согласно закону "О техническом регулировании" должны определять обязательные требования к оборудованию связи? Это, прежде всего, технические регламенты, предусматривающие обязательные требования к оборудованию в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (гл. 2, ст. 6 ФЗ "О техническом регулировании"). Следует упомянуть, что в настоящее время ведется разработка технических регламентов (общих и специальных) по электромагнитной совместимости и безопасности средств связи. Предполагается, что эти регламенты, в основном, будут содержать обязательные требования к оборудованию связи в части индустриальных помех и безопасности персонала, эксплуатирующего оборудование, и пользователей средств связи.
Технические регламенты, как это показано на рисунке, являются документами верхнего уровня иерархии нормативной базы обязательного подтверждения соответствия.

 

  • Ко второму уровню иерархии предлагаем условно отнести нормативные правовые акты (НПА), содержащие обязательные требования к единой сети связи и к оборудованию связи. НПА для подтверждения соответствия (гл.6, ст.41, п.2) – это Правила применения средств связи, введенные в действие приказом министра информационных технологий и связи РФ и затем зарегистрированные Министерством юстиции РФ.


Именно этим нормативным правовым актам посвящена данная статья.

К третьему уровню (см. рисунок) предлагаем отнести нормативные документы, утверждаемые министром информационных технологий и связи РФ и содержащие методы испытаний оборудования на соответствие обязательным требованиям, записанным в НПА. Методы испытаний не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и, как следствие, не являются нормативными правовыми актами.

· Уровень 1 Технические регламенты ЭМС и безопасность
· Уровень 2 Нормативные правовые акты. Обязательные требования к оборудованию
· Уровень 3 Нормативные документы. Методы испытаний

Разработка НПА, в отличие от привычных и используемых ранее при подтверждении соответствия общих технических требований, имеет ряд особенностей. Считаем необходимым отметить самые существенные из них. Во-первых, перечень НПА, определяющих правила применения оборудования связи, устанавливающих обязательные требования, следует разделить на две группы.
Первая – это правила применения оборудования связи, подлежащего подтверждению соответствия посредством проведения процедуры обязательной сертификации (гл.6, ст.41, п.3). Перечень такого оборудования утвержден постановлением правительства РФ (№ 896 от 31.12.04) и содержит 45 позиций.
Вторая группа – правила применения оборудования связи, не вошедшего в перечень, определенный постановлением правительства РФ, но используемого в единой сети электросвязи Российской Федерации. Такое оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия посредством декларирования (гл.6, ст.41, пп.2 и 3). Существенно то, что при разработке и одних, и других правил применения необходимо учитывать только те требования, которые обеспечивают устойчивость, целостность и безопасность единой сети связи. Проблема в том, что до настоящего времени отсутствуют установленные нормативными правовыми актами определения этих категорий или понятий. Это осложняет отнесение тех или иных требований к обязательным и вызывает много споров в процессе разработки и утверждения правил.
Считаем целесообразным, для лучшего понимания проблем, возникающих при разработке НПА, привести определения, которыми руководствуются разработчики этих документов в процессе подготовки проектов требований:
• безопасность единой сети электросвязи – способность сети связи противостоять определенному множеству случайных или преднамеренных воздействий нарушителя на входящие в состав сети средства и линии связи, что может привести к нарушению конфиденциальности, доступности и целостности хранимых и передаваемых данных, в также связанных с ними услуг, предлагаемых сетью связи;
• целостность единой сети электросвязи – способность сети связи выполнять свои функции в условиях совместного использования средств связи, входящих в ее состав. Целостность обеспечивается соблюдением средствами связи обязательных требований к интерфейсам, протоколам взаимодействия, синхронизации, системам сигнализации и др.;
• устойчивость функционирования единой сети электросвязи свойство сети связи выполнять свои функции при воздействии внешних дестабилизирующих факторов. Устойчивость функционирования сети обеспечивается соответствием средств связи установленным требованиям в части устойчивости к аварийным ситуациям, перегрузкам, ЭМС, климатическим и механическим воздействиям и др.

Понятно, что вышеприведенные определения не являются исчерпывающими и единственно возможными. С другой стороны, в отсутствие установленных определений безопасности, целостности и устойчивости задачу разработки нормативных правовых актов решить невозможно.
Сегодня перечень нормативных правовых актов, определяющих правила применения оборудования связи и содержащих обязательные требования к такому оборудованию, составляет более 90 документов. Большая часть их проектов разработана ведущими отраслевыми институтами, и в настоящее время проходит этап согласования данных проектов в Мининформсвязи России. 21 документ зарегистрирован Минюстом России и введен в действие.
Основные участники процесса разработки НПА – это Мининформсвязи России, Федеральное агентство связи, Ассоциация независимых лабораторий и центров системы сертификации "Связь" (Ассоциация "Связь") и отраслевые научно-исследовательские организации – участники Ассоциации "Связь".
Каковы же основные этапы разработки НПА и сколько времени требуется на их создание и утверждение?
С учетом имеющегося опыта можно сказать, что в отличие от ранее (до введения в действие федеральных законов "О связи" и "О техническом регулировании") принятого порядка разработки и утверждения общих технических требований, при создании нормативного правового акта, определяющего правила применения оборудования связи, важно обеспечить участие в этом процессе максимального числа заинтересованных участников телекоммуникационного рынка, производителей оборудования связи (в том числе и зарубежных), организаций, продвигающих на рынок оборудование, и, конечно, операторов связи, т.е. организаций, оказывающих услуги. Желательно также участие в этом процессе проектировщиков сетей, представителей Федеральной службы надзора за связью и других заинтересованных организаций. Только так возможны разработка проектов документов, содержащих минимально необходимое количество обоснованных требований и создание "неконфликтной" нормативной базы, определяющей обязательные требования к оборудованию связи.
С целью реализации этой задачи Ассоциация "Связь" проводит общественные обсуждения проектов нормативных правовых актов. По результатам этих, открытых для всех желающих, обсуждений, составляется протокол, где фиксируются замечания, высказанные участниками обсуждения. Естественно, перед проведением общественных обсуждений проект документа размещается на сайте Ассоциации "Связь" (www.assert.ru). После общественного обсуждения НПА разработчик его дорабатывает. Для этого определен средний срок – 2 недели. Доработанный проект документа поступает в Ассоциацию "Связь" и после первичной юридической и лингвистической экспертиз поступает в Федеральное агентство связи. После экспертизы, проведенной в агентстве (примерный срок – 10 дней), документ передается на рассмотрение членам рабочей группы Мининформсвязи России, созданной по приказу министра информационных технологий и связи №36 от декабря 2004 г. В состав рабочей группы по разработке НПА включены представители Федерального агентства связи, представители Мининформсвязи России, руководители ведущих российских ассоциаций – изготовителей оборудования и ассоциаций операторов. Организационно-техническое обеспечение деятельности этой рабочей группы возложено упомянутым приказом на Ассоциацию "Связь". Срок рассмотрения проекта НПА членами рабочей группы – 10 дней, после чего (при отсутствии замечаний) принимается решение о подготовке приказа министра об утверждении правил применения. Через 10 дней после подписания приказа он направляется на регистрацию в Министерство юстиции РФ. После регистрации и официальной публикации (также через 10 дней) нормативный правовой акт по вопросам применения оборудования связи считается вступившим в действие.
Журнал «Электросвязь», №3, 2007 4
Как правило, общее время работы над проектом документа от момента его общественного обсуждения до регистрации в Минюсте России составляет от трех до шести месяцев. Этот срок очень зависит от сложности и объема документа. Естественно, что документы, подготовленные с учетом ранее разработанных требований и определяющие требования к оборудованию на основе старых или, вернее, традиционных технологий, вызывают меньше вопросов и, как следствие, – не требуют доработки, чем документы, определяющие правила применения оборудования связи, реализующие новые или перспективные технологии связи.
Как упоминалось ранее, существенная проблема для разработчиков документов – отсутствие возможности делать ссылки в проектах на стандарты и рекомендации, которые не являются нормативными правовыми актами.
Другая проблема – это необходимость разработки таких документов, которые бы максимально отвечали достаточно противоречивым требованиям всех участников телекоммуникационного рынка России. Очевидно, что менее жесткие требования позволят изготовителям оборудования связи производить его с меньшими затратами – как в части технических решений, так и по себестоимости продукции. Понятно, что операторы связи и надзорные органы требуют, со своей стороны, ужесточения требований, так как это позволяет повысить надежность работы единой сети связи в целом. Поиск компромиссных решений диктует необходимость проведения согласительных мероприятий, что также требует времени. Проблемой для разработчиков документов является также необходимость проведения многократных юридических и лингвистических экспертиз и правок, чтобы обеспечить соблюдение требований уполномоченных департаментов Мининформсвязи России и Минюста России.

В заключение можно сделать вывод, что в целях обеспечения бесперебойной работы системы обязательного подтверждения соответствия и, как следствие – своевременности поставок на единую сеть связи современного телекоммуникационного оборудования, необходимы НПА, содержащие обязательные требования к такому оборудованию. Учитывая вышеизложенное, очевидно, что для решения этой задачи требуется существенное ускорение рассмотрения и согласования проектов НПА всеми участниками этой непростой работы.

Опубликовано: Журнал «Электросвязь», №3, 2007 1
Авторы:
Л.В. Юрасова, зам. руководителя Федерального агентства связи РФ, к.т.н.
С.Ф. Кондрашов, генеральный директор Ассоциации "Связь"

 


Дополнительно:

 



  • Вконтакте
  • Facebook
Обновлено 02.01.2016 15:40
 
© 2009 РадиоДизайн и РЧ технологии. RF Design | 1999-2013 RF Design, Сергей Дингес, Sergey Dinges, RD3BY, email: rfdesign@yandex.ru
Locations of visitors to this page

- Click on a block below to learn about it!  Ӱ᫲ ౨歠, ౨歭髨, Receiver, Rx  Ӱ᫲ র楠謠Tx  Ӱ᫲ 鮲樠 Ჲﲠ  Ҳᮤᱲ, 涭אַ䩨 䀧蠢 coords=11,218,130,250 href=  Ѡ婮র楠ࡱ餭ᬮ⬠ᥨ舘汴檱, 鱭塨檱  Ա缾㠠ᨤ欥 ᫲ 㶮宻塐נ��쨬 Front End Modul, FEM  Ա鬨欨 ͮ謠Ԍ, Power Amplifier, PA  Ҭ沨欨 衯毡ᨮ㡲欨 ї 餭ᬮ⬠Mixers   ͮ崫ﱻ ї ⬮믢, Modulators  ĥᳮ, ౠ㬿死塭ᰰ禭馬 (ēͩ, Voltage Controlled Oscillator (VCO)   Ҩ衲ﱻ Ჲﲬ Frequency Synthesizers  ї 鬨欨 ��謠Power Amplifiers  Ҩ死 䀧謠ﲭ ௱玲鿠  Ҩ死 䀧謠鯭鱮㡭饠