Аспиранты. Методы тестирования оборудования телекоммуникационных систем (МТ ОТКС)

Цели и задачи дисциплины МТО ТКС

Целью преподавания дисциплины является изучение аспирантами особенностей тестирования оборудования телекоммуникационных систем (ОТКС) на различных этапах жизни систем связи, видов тестирования, условий проведения тестирования радиооборудования. Аспиранты должны ознакомиться с особенностями стандартных интерфейсов различных систем связи, типовыми международными и российскими нормативными документами, используемыми при тестировании ОТКС, нормативно-технической документацией компаний-производителей КИА.

Задачи дисциплины: формирование у аспирантов знаний, умений и навыков, позволяющих проводить самостоятельный анализ нормативных документов, понимать нормативные документы по тестированию ОТКС, систем связи в целом, понимать и производить основные операции по тестированию ОТКС различного назначения.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа аспирантов.

Основные разделы дисциплины МТО ТКС

  • Современный этап развития систем связи. Оборудование телекоммуникационных систем и его основные параметры.
  • Стандартизация интерфейсов ТКС. Организации по стандартизации. Нормативные документы. Приказы Минсвязи. Нормативно-техническая документация. Виды, стандарты и эволюция современных телекоммуникационных систем
  • Виды тестирования оборудования: производственное, сертификационное. Условия проведения тестирования радиооборудования
  • Радиочастотные измерения. Измерения в диапазоне СВЧ
  • Модулированные сигналы в системах связи. Виды отображения модулированных сигналов. Векторный анализ сигналов. Целостность сигнала. Нарушение целостности модулированных сигналов. Основные характеристики модулированного сигнала: величина вектора ошибки EVM, функции распределения CCDF, мощности в соседнем канале ACLR.
  • Малосигнальные параметры РЧ компонентов. Двухтоновое тестирование. Тестирование сложными сигналами. Тестовые модели сигналов. Тестирование ОТКС с учетом реальных условий функционирования. Профили замираний. Требования стандартов
  • Особенности тестирования и измерения РЧ параметров в современных системах связи. Измерение мощности в системах с множественным доступом.
  • Основные технические показатели и характеристики ОТКС СС. Характеристики трактов приема и трактов передачи. Протокольные требования.
  • Контрольно-измерительные приборы для тестирования ОТКС. Программное обеспечение процессов тестирования.
  • Тестирование АФУ. Тестирование многоантенных технологий
  • Тестирование ТКС на различных этапах жизни
  • Поиск и анализ помех (интерференции) в системах. Источники помех в системах связи. Их выявление и устранение
  • Шумы РЧ трактов и компонентов. Измерение шума. Коэффициенты ошибок и их измерение
  • Тестирование абонентского оборудования ТКС
  • Тестирование систем сотовой связи. Основные покозатели эффективности (KPI). Хендовер в системах связи и тестирование его процессов. Тестирование инфраструктуры сотовых сетей. Анализ и оптимизации радиопокрытия сетей GSM/WCDMA/ LTE. Тестирование оборудования на сайтах систем мобильной связи. Виды испытаний. Драйв-тесты.
  • Тестирование телевизионных систем, радиолокационных систем, проводных систем связи
Еще инфо:  Материалы для обучения по тематике "Тестирование радиооборудования"

Темы и критерии оценки рефератов

Темы рефератов должны соответствовать следующим направлениям:

  • Основные характеристики, типовые структуры и функционирование радиооборудования СМС различных стандартов.
  • Принципы построения и функционирование различного радиооборудования, используемого в СМС.
  • Методы построения и использования различных функциональных РЧ узлов устройств мобильной связи.
  • Архитектура и функционирование основных трактов РЧ оборудования устройств СМС.

Примерные темы рефератов, докладов

  1. Системы связи пятого поколения 5G.
  2. Технология DECT. Радиоинтерфейс.
  3. Типовая структура оборудования системы DECT.
  4. Транкинговые системы связи. Назначение систем, их разновидности, классификация.
  5. Стандарт TETRA. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  6. Системы передачи дополнительной информации. Система RDS.
  7. Системы глобального позиционирования GNSS (GPS). Принцип определения положения в пространстве. Точность.
  8. Системы Глонасс и NavStar (GPS). Составляющие системы.
  9. Дифференциальные методы глобального позиционирования.
  10. Навигационные, транспортные системы. Системы OmniTracs, EutelTracs.
  11. Локальные сети связи. Стандарты семейства IEEE 802.11. Назначение, стандарты, структуры.
  12. Стандарт GSM. Типовая структура и компоненты системы. Регистры HLR, VLR.
  13. Стандарт GSM. Радиоинтерфейс. Каналы. Пакеты.
  14. Типовое оборудование базовых станций сотовых систем. Сайты сотовых систем.
  15. Технологии местоопределения абонентов в сотовых системах связи.
  16. Технология GPRS. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  17. Технология Edge. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  18. Стандарт Bluetooth. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  19. Стандарт WiFi. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  20. Стандарт WiMax. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  21. Стандарт ZigBee. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  22. Стандарт 3GPP LTE. Структура системы. Радиоинтерфейс.
  23. Использование РЧ MEMS (микроэлектромеханических) элементов в радиооборудовании ТКС.
  24. Антенны базовых станций ТКС.
  25. Антенны для абонентских устройств ТКС.
  26. Антенны для модулей Bluetooth.
  27. Многоантенные технологии. Формирование луча антенны.
  28. Технология MIMO.
  29. Технология адаптивной модуляции. Применение в системах различных стандартов.
  30. Технология OFDM. Применение в системах различных стандартов.
  31. Сверхширокополосные системы связи UWB.
  32. Интернет вещей. Направления, технологии, стандарты.

Критерии оценки рефератов

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:

Еще инфо:  СТУ/СТКУ. Схемотехника телекоммуникационных устройств. Материалы к изучению

Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) заявленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме реферата;

б) соответствие содержания теме и плану реферата;

в) полнота и глубина знаний по теме;

г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников информации:

а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объему реферата.

 

  • Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
  • Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
  • Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
  • Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
  • Оценка 1 – реферат аспирантом не представлен.
Еще инфо:  ТРОСС. Контрольные вопросы для экзаменов и зачетов

Темы и критерии оценки докладов

Темы докладов на занятии идентичны индивидуальным темам рефератов или могут быть иными по выбору преподавателя.

Темы докладов могут быть и индивидуальными, но они должны соответствовать следующим направлениям:

  • Основные характеристики, типовые структуры и функционирование ТКС различных стандартов.
  • Основные РЧ технологии, используемые в ТКС.
  • Принципы построения и функционирование различного радиооборудования, используемого в ТКС.

 

Примерный план доклада на практическом занятии:

  • Назначение, область применения стандарта или технологии. Краткая история.
  • Опорная структура системы, основные интерфейсы, типовое оборудование.
  • Радиоинтерфейс, его основные параметры и характеристики: рабочие частоты, число каналов, виды модуляции, используемые технологии, виды и структура пакетов и т.д.
  • Современное состояние и распространение в мире и России.

 

Оценка качества подготовки

Оценка качества подготовки по результатам самостоятельной работы аспиранта ведется:

  • преподавателем – оценка глубины проработки материала, рациональность и содержательная емкость представленных интеллектуальных продуктов, наличие креативных элементов, подтверждающих самостоятельность суждений по теме;
  • группой – в ходе обсуждения представленных материалов;
  • аспирантом лично – путем самоанализа достигнутого уровня понимания темы.

 

Время, отводимое на доклад: 15 минут (3-4 страницы текста, 4-5 рисунков и таблиц, примерно 10 слайдов)

 

Оценка качества подготовки по результатам самостоятельной работы аспиранта ведется:

  • преподавателем – оценка глубины проработки материала, рациональность и содержательная емкость представленных интеллектуальных продуктов, наличие креативных элементов, подтверждающих самостоятельность суждений по теме;
  • группой – в ходе обсуждения представленных материалов;
  • аспирантом лично – путем самоанализа достигнутого уровня понимания темы.